kativas

Categories:

Фотография как картина

На выставке «Ненавсегда» в Третьяковской галерее заинтересовал триптих Эдуарда Гороховского (1929-2004).

Эдуард Гороховский. Половина. 1983. Триптих.  Оргалит, масло, шелкография
Эдуард Гороховский. Половина. 1983. Триптих. Оргалит, масло, шелкография

Из интервью Гороховского 1997 года

Итак, почем фотография, почему старая фотография?

К фотографии, как к объекту для своих картин, я обратился впервые в 1970 году, т.е. тогда, когда в искусстве слово « фотография» являлось синонимом понятия «плоская картина», и фотографичности боялись как главного порока. Тем не менее все наше искусство являло собой по сути этот самый порочный фотографический принцип. Это была та же фотография только больших размеров, и работа с цветом камуфлировала фотографическую суть картины. А собственно фотография – именно, в силу своей похожести на картину была единодушно отторгнута в ранг «неискусства». Даже появление, так называемой, художественной фотографии, еще больше подчеркнула нехудожественный характер любой другой фотографии. Для меня это был мучительный вопрос: картина являющая собой ту же фотографическую сущность, только иногда хуже, чем фотография  передающая изобразительный объект, расцвечивалась в духе возрождения импрессионизма или экспрессионизма, а с появлением цветной фотографии чуралась стать в один ряд с фотографией и чуждым с одной стороны и просто фотография, которая таила в себе массу возможностей для превращения ее в картину  с другой.

Однако отвергнув фотографию, презрев в ней мнимую доступность и мнимую быстроту исполнения, искусство отказалось от чрезвычайно важного качества – магии факта, магии остановившегося мгновения.

Тогда в 1970 году обращение к фотографии было делом рискованным,  неизведанным и почти криминальным. Но именно тогда мне захотелось противопоставить фотографию как картину – картине как  фотографии.

Я был тогда убежден, да и сейчас также, что объектом для искусства может быть, что угодно: живая натура, мертвая, и фотография, и Бог весть что. Главное для меня было и остается только одно соображение: объект, с которым работает художник, должен быть им любим. Я люблю фотографию- для меня это целый мир символов ушедших или уходящих людей с забытыми судьбами и жизнями. Для меня это символы  прошлого, о котором так легко забывают сейчас, рвут с ним связи, превращаясь в существа без корней, - « Иванов , не помнящих родства. Маленькая выцветшая фотография – кто сейчас увидит ее, всмотрится, задумается?

Используя фотографию в своем творчестве, в сущности, я не вижу значительной разницы между живым человеком и его фотографическим изображением. Фотография прекрасно обнажает человеческую сущность и его форму. Мне легче и интересней работать с фотографией, чем с живым человеком из-за ее стабильности и как бы зафиксированной вечности. Я обретаю возможность спокойного и длительного осмысления своей работы, так как фотографический образ будущей картины не подвержен суете и изменчивости живого мира.

Одновременно я понимаю, что фотографическое пространство, - это еще не пространство картины, хотя фотография как таковая, для меня, несомненно, содержит все признаки искусства. Все дело в том, то повальное, безразборное пользование фотографией, ее массовость и доступность полностью дискредитировали ее как объект искусства.

Для тог, чтобы вернуть ей художественный смысл, я должен придать фотографии статус картины. Только в таком виде я могу заставить обратить на нее внимание и вызвать к жизни ее возбуждающие мысль способности.

Убежден, что любой художник, заметь он в фотографии интересный для себя объект творчества, нашел бы свой собственный художнический метод работы с ней. 

Эдуард Гороховский. Групповой портрет в интерьере. 1983
Эдуард Гороховский. Групповой портрет в интерьере. 1983
Эдуард Гороховский. Стена. 1985
Эдуард Гороховский. Стена. 1985
Эдуард Гороховский. Сталин. 1987
Эдуард Гороховский. Сталин. 1987
Эдуард Гороховский. Красные пчелы. 1990
Эдуард Гороховский. Красные пчелы. 1990
Эдуард Гороховский. Баллистика. 1992
Эдуард Гороховский. Баллистика. 1992
Эдуард Гороховский «Зеркало N2»
Эдуард Гороховский «Зеркало N2»
Эдуард Гороховский. Бабушкино наследство, 1996
Эдуард Гороховский. Бабушкино наследство, 1996
Эдуард Гороховский. Копилка. 1998. Цветная шелкография.
Эдуард Гороховский. Копилка. 1998. Цветная шелкография.
Эдуард Гороховский. Рама из серии Заборы. 1991
Эдуард Гороховский. Рама из серии Заборы. 1991
Эдуард Гороховский. Лексикон, 2001
Эдуард Гороховский. Лексикон, 2001
Эдуард Гороховский, Веселый пикник, 2001
Эдуард Гороховский, Веселый пикник, 2001

В дополнение к теме «рисуют фотографию»

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.