Дело по обвинению фотоаппарата
Неожиданно в «Вечерней Москве» статья Сергея Шахиджаняна о техническом суде над фотоаппаратом «Фотокор № 1».
«Дело по обвинению фотоаппарата «Фотокор № 1», выпускаемого Государственным оптико-механическим заводом имени ОГПУ (ГОМЗ). Обвинительное заключение было издано в северной столице в 1935 году тиражом 1500 экземпляров и распространялось бесплатно — о чем была соответствующая надпись на последней странице это тоненькой, толщиной в 12 листов, брошюре.

«...привлечь фотоаппарат «Фотокор № 1» к общественно-техническому суду по обвинению:
1) в наличии ряда конструктивных дефектов, которые снижают универсальность пользования аппаратом;
2) в ряде дефектов внешнего вида и качества изготовления, отражающихся на работе и сроке его службы;
3) в чрезмерно высокой продажной его стоимости, не соответствующей ни массовому его распространению, ни действительно ценности в данном оформлении».
Айдас Пикиотас на сайте SovietCams.com (к сожалению, скоро сайт перестанет существовать), приведен отрывок из статьи «Похвал нам не ждать!» в заводской газете «Советский объектив» №68 за 1935 год, фотокорреспондента Богородского написал: «... Если нам сейчас зададут вопрос: правильно ли идет сборка аппарата, то удовлетворительный ответ мы дать вам не можеи и хвалить нас, пожалуй, ещё не за что. Возьмем, посмотрим на сборку с самых первых операций. Так, например, чтобы получить в корпусе все 4 угла прямыми - его бьют молотком, потому что он поступает на сборку перекошенным. Когда корпус соединится с передней крышкой, его опять бьют молотком, так как не получается прямого угла и его натягивают.
Сборка видоискателя этой одной из красивых частей фотоаппарата, тоже с начала до конца построена на доделках, так как почти все детали сделаны не поразмеру. Результатом этого является то, что видоискатель у нашего аппарата безбожно врет. Так на каждой операции предсборки господствуют молоток и пила. Но не только на предсборке бьют, подпиливают и подгибают почти все детали, а и в бригаде окончательной сборки, где, по правилу, не должно быть никакого инструмента, кроме часовой отвертки, пинцета и ключей. Здесь тоже процветает кустарщина.»
Сын М.З.Клейнермана (активный участник суда, защитник фотоаппарата), Леонид Михайлович Клейнерман в одном из своих интервью вспоминает о рассказах отца про этот технический суд. Так вот, сам М.З.Клейнерман назвал данный суд всего-лишь хорошо организованной рекламной акцией завода ...
Очень интересно эти слова сочетаются с картиной Виталия Тихова «Стахановки завода им. ОГПУ».