kativas

Categories:

Случайный эффект

Гидеон Мендель (Gideon Mendel). "Потери. Свидетельство исчезающей памяти" (Damage: A Testament of Faded Memory)

Гидеон Мендель. Возмущенные активисты во время похорон молодых людей, убитых в городке Кватема недалеко от Йоханнесбурга. 1985. На выставке Prix Pictet в Доме-Музей «Усадьба Муравьёвых-Апостолов»
Гидеон Мендель. Возмущенные активисты во время похорон молодых людей, убитых в городке Кватема недалеко от Йоханнесбурга. 1985. На выставке Prix Pictet в Доме-Музей «Усадьба Муравьёвых-Апостолов»

Представитель поколения молодых «фотографов сопротивления», которые в 80-х годах прошлого века снимали события, связанные с борьбой против апартеида в ЮАР. В 1990 году он оставил ящик с негативами и слайдами своих работ в кладовке, где они пострадали от влаги и плесени. Позднее, найдя его, Гидеон был поражен художественным эффектом, ставшим результатом процесса порчи снимков, увидев в этом аллегорию увядания воспоминаний общества о том времени и его идеалистических настроениях. ⠀

Поврежденные негативы отражают, пожалуй, более глубокую правду, чем оригинальный формат фотодокументалистики. Оформленные заново, сегодня они являются артефактом истории и служат наглядным свидетельством увядания воспоминаний о надежде и борьбе.

Сергей Плыткевич. «Сны о Чернобыле»

Серия фотографий Сергея Плыткевича – часть большого документального массива, снятого им в Чернобыльской зоне в 1986 - 1989 годы. В деревне Соболи фотограф работал в 1989 году: деревня была отселена, но постепенно туда возвращались жители – тогда их называли самосёлами. Позже местечко снесли полностью, хотя в период съемки жители недоумевали и возмущались: Соболи казались им безопасным местом.

«Сны о Чернобыле» стали результатом случайного стечения обстоятельств: часть уже проявленной плёнки оказалась залитой горячей водой, затопившей студию. Кадры пострадали, и Сергею сразу стало понятно, что полученный эффект сообщает фотографиям метафоричность – они не столько о разрушающей радиации, сколько о разрушении как таковом. Поэтому он продолжил работать с уцелевшим, «нормальным» материалом, обрабатывая его над паром – чтобы сохранить последовательность в неожиданной технологии и визуальную целостность серии. Завершив отбор (примерно 20 – 25 кадров), Плыткевич как фотожурналист переключился на другие горячие темы: события в Нагорном Карабахе, Вильнюсе и т.д.

«Расплавилась» - не случайное слово в языке фотографа, и в своих комментариях он повторяет его не один раз. Плавление, в физическом значении, процесс, когда «при некоторой температуре тело предпочитает разорвать часть межатомных связей и из упорядоченного состояния (кристалл) перейти в неупорядоченное (жидкоподобный или газоплотный беспорядок)» (Wikipedia). Плавлению подверглись не только социально-политические доктрины и т.д., но и множество людей – думаю, «Сны о Чернобыле» позволяют нам говорить о ментальном разрушении, а в первую очередь, об эмпатии. Это многослойное, болезненное сопереживание, безусловно, стресс, он сближает зрителя с документом, попадая в суть проблемы.


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.