kativas

Categories:

Фотография в военное время

После выставки МАММ о военной фотографии приятно было оказаться на выставке «Архив чужих воспоминаний». Автор проекта Артур Бондарь

выставка "Архив чужих воспоминаний"
выставка "Архив чужих воспоминаний"

Выставка состоит из нескольких частей, рассматривающих фотографию военного периода с разных сторон. Первый зал о фотоколлажах для печати в газетах. 

Интересный выбран способ как показать оборотную сторону таких исходников, так и как они были напечатаны в газете.

Подписи в газетах тоже интересны своими деталями — снимки доставлены на самолете летчиком лейтенантом Макаровским.

А что произошло с медалью на фотографии ниже я не смогла понять.

Второй зал о «героическом ракурсе» в военной фотографии. Фотографии специально размещены значительно выше взгляда зрителя. Но у меня возникли сомнения, что это именно особенность советской фотографии.

выставка "Архив чужих воспоминаний"
выставка "Архив чужих воспоминаний"

Следующий зал о «туристической фотографии» солдат, которые они делали между боями. Вспомнились фотографии Асмуса Реммера (Asmus Remmer). На мой взгляд, это важный вопрос, солдаты не были и не могли быть сфокусированы исключительно на военных реалиях, а окружающий мир продолжал быть «довоенным»

Зал о пленках, которые изредка находятся в вещах погибших солдат. Во-первых, это в очередной раз напоминание, что спустя 75 лет еще не все  останки найдены. Во-вторых, как тяжело восстановить память, как эмульсия на пленках она разрушается, оставляя только что-то абстрактное. 

выставка "Архив чужих воспоминаний"
выставка "Архив чужих воспоминаний"

Зал с семейными архивами периода войны, на мой взгляд, самый интересный подход к военной фотографии. Но на выставке представлены английские и немецкие фотографии. Объясняется это тем, что найти личные фотографии из СССР практические невозможно, так как фотоаппарат был все же роскошью, а также вызывал подозрение в шпионаже (приводится пример с ленинградским фотографом-любителем Никитиным, который скончался в лагере под Соликамском).

Запрет на фотографирование действительно был. 14 мая 1942 Алексей Винокуров в своем дневнике написал: «Как жаль, что нельзя фотографировать. Какую ценную серию снимков можно было бы составить. Инсценировки, как бы они хороши ни были, никогда ведь не будут подлинными документами». (из подборки дневниковых записей о запрете фотографировать)

В этом зале я вспомнила наш семейный альбом, в котором фотографии военного времени рассказывают о молодых дедушке и бабушке. И мне тяжело найти на этих фотографиях какие-то приметы военного времени. Мне кажется, это тоже проблемный вопрос, который также не любят показывать на выставках в больших музеях. И во время войны обычная жизнь продолжалась, люди учились, знакомились и весело проводили время в компаниях.

выставка "Архив чужих воспоминаний"
выставка "Архив чужих воспоминаний"

 Последний зал посвящен архиву фотографа Валерия Фаминского и книге Артура Бондаря о фотографиях, сделанных в мая 1945 года.

Меня смутил общая тональность о спасенном архиве неизвестного фотографа, а его фотографии из Берлина 1945 года уникальны и никогда не выставлялись.

Фаминского и его фотографии все таки нельзя считать совсем неизвестными.

И вновь возвращаюсь к книге А.С. Вартанова, в главе которой о военной фотографии Фаминский упоминается: Пожалуй, только после войны, в первые недели мира, когда на территории поверженной Германии стала налаживаться жизнь, которой руководила назначенная советским командованием военная администрация, появились снимки, лишённые откровенной тенденциозности. Немногие из репортёров, не уехавших в Москву, запечатлели – пусть и сторонним, поверхностным взглядом – то, что происходило в германской столице (В. Фаминский. «Врачебная консультация», 1945). Впервые этот текст было опубликован в 2010 году

В 2015 году в МАММ на выставке «Военным фотографам посвящается. Территория Победы» фотографии Фаминского были представлен, правда в как « и др. фотографы». Сейчас на сайте «История России в фотографиях» 117 фотографий Фаминского, но только из коллекции МАММ.

Также в 2015 году Военно-медицинский музей совместно с Государственным музейно-выставочным центром РОСФОТО подготовил мультимедийный выставочный проект «Берлин. Май», в которой есть подборка фотографий Валерия Фаминского и Елизаветы Микулиной.  Куратор выставки рассказала, что  Микулина и Фаминский передали музею свои архивы, примерно 800 негативов на пленке. В сборнике докладов конференции «Фотогафия в музее» опубликована статья НазарцеваБ.И. «Фронтовые фотопанорамы в коллекции Военно-медицинского музея», в которой рассказывается о работе Фаминского.

На мой взгляд, эта часть проекта говорит о том, как музеи и специалисты работают с имеющимися архивами военных фотографов, как выбираются фотографии для выставок. А также в целом, как определяется значимость того или иного фотографа.

На выставке фотографии представлены без подписей. В архиве Фаминского оказывается у фотографий сразу были подписи. 

При всех вопросах, которые у меня возникли, в целом это такая выставка военной фотографии, которую мне хотелось увидеть. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.