kativas

Categories:

Солдат с фотоаппаратом

Первый раз обратила внимание на немецкого солдата с фотоаппаратом на картине Вилли Зитте «Резня».

 Кукрыниксы. Таня (Зоя Космодемьянская) (фрагмент). 1942
Кукрыниксы. Таня (Зоя Космодемьянская) (фрагмент). 1942
Кукрыниксы. Таня (Зоя Космодемьянская). 1942-1947
Кукрыниксы. Таня (Зоя Космодемьянская). 1942-1947

Считается, что идея этой картины возникла у художников после фотографии, опубликованной в газете Правда в январе 1942 года.

В книге А.С. Вартанова «Очерки эстетики фотографии доцифрового периода» (уже один раз цитировала о военной фотографии) этот снимок рассматривается как первое нарушение табу в советской военной фотографии. 

Бомбой, одним махом взорвавшей все табу, оказался опубликованный в «Правде» – главной газете страны, служащей эталоном для всех остальных – в конце 1941 г. снимок фронтового корреспондента Сергея Струнникова. Он стал иллюстрацией к очерку Сергея Лидова «Таня», рассказывающего о восемнадцатилетней партизанке, повешенной фашистами в подмосковной деревне Петрищево. «Таня» – это партизанское имя Зои Космодемьянской, надолго ставшей символом сопротивления врагу. Впрочем, для нашей темы важнее подчеркнуть, как именно была сфотографирована погибшая партизанка. Репортер снял ее с обрывком веревки на шее, с обнаженной грудью. Причем снял крупным планом.

Можно, конечно, говорить, что запорошенное снегом лицо и тело девушки не были обезображены, они даже сохранили – если можно тут применить такое слово – красоту. Но факт остается фактом: не только мертвое тело, веревка на шее, но и обнаженная грудь в течение предвоенного десятилетия не могли появиться не только ни в одной газете страны, но и ни на одной фотографической выставке.

В 1943 году в Правде была опубликована статья Сергея Лидова «Пять немецких фотографий» с фотографиями немецкого лейтенанта.

В статье  Александра Никитина о минских казнях 26 октября 1941г.   приведено такое объяснение, почему немецкие солдаты так много фотографировали казни — этнографическое любопытство помноженное на эмоциональную дистанцированность, с которой, например, австрийцы фотографировали в 1-ю мировую войну повешенных сербов и галичан, а русские офицеры в 1904-1905 гг. –  обезглавливание японских шпионов в Маньчжурии. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.