Женщина-адвокат

Серия открыток «Женщина адвокат» состоит из 15 открыток. У меня пока только четыре.
Мне нравится эта серия как пример «открыточного комикса» — рассказ в картинках. И конечно, моя любимая тема — вмешательство в изображение. На этой открытке отправитель решил выделить, с чем именно он согласен: «Более того, образованная мать сможет обучать своего сына, чтобы избежать этой нелепой школьной жизни в возрасте, когда ребенок растет и нуждается в воздухе и занятиях спортом». К сожалению, не знаю французского, поэтом не могу понять насколько связано с изображением текст открытки.
Всю серию с переводом подписей на английский можно посмотреть в очень интересной статье. Автор анализирует, является ли эта серия сатирической или феминисткой.
Эта серия связана с выдачей в конце 1900 года первого разрешения на практику женщине-адвокату во Франции Жанне Шовен.
Первой женщиной-адвокатом в России была Екатерина Флейшиц.
30 октября 1909 года Совет присяжных поверенных Петербургской судебной палаты принял у 21-летней Флейшиц присягу и выдал свидетельство на право осуществления профессиональной деятельности. А 5 дней спустя Петербургский окружной суд назначил ее защитником в одном из процессов по уголовному делу. 5 ноября 1909 года после открытия заседания и оглашения председателем подлежащего рассмотрению уголовного дела, обвинитель неожиданно обратился к суду с заявлением о невозможности проведения процесса в связи с участием в нем женщины в качестве уголовного защитника. На основе грамматического анализа судебных установлений обвинитель Ненарокомов пытался убедить суд, что российское законодательство не предоставляет лицам женского пола такого права. Суд встал на сторону Флейшиц и постановил допустить ее в качестве защитника по делу. Обвинитель в свою очередь предпринял беспрецедентный шаг: он заявил, что не намерен участвовать в работе суда, принявшего незаконное, на его взгляд, постановление, и в нарушение процесуальных норм демонстративно покинул зал заседания. Через неделю после сорванного Ненарокомовым процесса Соединенное присутствие распорядительного и кассационного департаментов Правительствующего Сената по представлению обер-прокурора вынесло определение, согласно которому женщины на основании ст. 389 Судебных установлений могли выступать в судах по доверенности в защиту чужих прав только по гражданским делам. В документе высшей судебной власти содержалась вывод о том, что под "лицами, окончившими юридический факультет одного из университетов и имеющими право быть адвокатами, разумелись в русском законе исключительно лица мужского пола". Петербургская судебная палата предложила Совету присяжных поверенных исключить Флейшиц из числа помощников присяжных поверенных, чему совет вынужден был подчиниться. 5 декабря 1909 года адвокатская карьера Флейшиц закончилась. (источник)
В 1913 законопроект "О допущении лиц женского пола в число присяжных и частных поверенных" получил одобрение Государственной думы и поступил в Государственный совет для окончательного рассмотрения перед утверждением императором. По результатам обсуждения и голосования законопроект был отклонен.
В ходе обсуждения выступил член Государственного совета и самый известный судебный оратор А. Ф. Кони. Его речь сейчас, конечно, содержит много странных аргументов. Но есть и по-прежнему актуальные. Рассматривая иностранный опыт (в том числе Франции) Кони сказал: позвольте сделать одно общее замечание: когда мы хотим стеснить какие либо права, то мы ищем доказательств и оснований для этого за границей; почему же мы, однако, и для расширения прав не обращаемся туда же, а если об этом приходится говорить, ссылаясь на заграницу, то нам отвечают обыкновенно: «Да, но мы, слава богу, своеобразны, своебытны; это совсем до нас не касается и к нам неприменимо».
Также интересно, что Кони использовал такие спорные сейчас феминитивы:
Есть известная немецкая формула, что призванию женщины отвечают четыре «К»: Kinder, Kiiche, Kleider, Kirche. Как же, однако, эта формула будет применяться женщиной-юристкой, если у нее нет Kinder!? Или она будет исполнять свое назначение, применяя у плиты основания римского права или покупать себе шляпу с петушиными перьями, руководясь началами государственного права? Да ведь это звучит злой насмешкой, бездушной иронией! Ограничить доступ женщин-юристок к практическому применению своих знаний, значило бы сказать им: все-таки ищите себе устройства только в браке, и если вы не так счастливы, чтобы видеть в предстоящем вам браке осуществления взаимной любви и уважения, то остаются, конечно, другие средства: если нет приданого, пустите в ход всю стратегию и тактику кокетства, может быть, вы и изловите мужа, который будет содержать вас в течение жизни.
Право женщин на занятие адвокатской деятельностью получило нормативное закрепление 1 июня 1917 года в постановлении Временного правительства "О допущении женщин к ведению чужих дел в судебных установлениях"