Газетная фотография
Художник Павел Отдельнов на своей персональной выставке в ММОМА «Промзона» рассказывает о работе «Доска почета»

Впервые эту работу я увидела на 4-ой индустриальной биеннале. В ММОМА она дополнена противогазами-«мартышками», которые помимо метафоры художника о маске, еще привносят специфический «химический» запах

Другая тема «газетных» фотографий — это растровая печать газетных фотографий, которая не позволяет вглядеться в них. Как мы пытаемся разобраться в истории, а она рассыпается на множество маленьких деталей и не позволяет увидеть общую картину. Но даже если мы отстранимся, то все равно увидим только приблизительный образ.

Отдельнов также создает фотографии, которые так и не появились в газете. Работа «12.10.1960» о взрыве на заводе, в результате которого погибла вся смена. Но в газетах не было ни слова об этой трагедии.

Обращает внимание как меняется со временем восприятие фотографии. «Пейзаж с бочками» — это снимок из заводской газеты в рубрике "Листок народного контроля", в «которой в порядке самокритики стали появляться снимки, призванные бичевать бесхозяйственность: брошенная тара, задымление, цеха в аварийном состоянии... Эти снимки поразительно похожи на то, что можно увидеть на брошенных заводах сейчас. Выглядят не как самокритика, а как пророчество».

И конечно, фотография как документ, которая часто используются для сравнения «было-стало». «На одном из снимков я узнал переход, остатки которого сохранились и сейчас. Но, к сожалению, перейти по нему уже никуда не получится. Этот переход соединял два цеха, один из которых полностью разрушен»

На выставке есть и фотографии. Эти ямы-погреба — единственное, что осталось от заводского поселка.

Отрывок из фильма «Субъекты памяти», в котором семья художника рассказывает о заводе и поселке. Получасовой фильм смотрится на одном дыхании.
В целом выставке сделана настолько цельно, что о каждой работе хочется рассказывать. Даже каталог выставки необычный. Часть его — это небольшая увлекательная книга воспоминаний отца художника Александра Отдельнова о его работе на химическом заводе. Смешные и грустные истории прекрасно дополняют проект.
Удивительно, как удалось в одном проекте гармонично собрать множество тем: памяти, семейной истории, производства, огня в доме, руин, голоса.