kativas

Categories:

Газетная фотография

Художник Павел Отдельнов на своей персональной выставке в ММОМА «Промзона» рассказывает о работе «Доска почета»

на выставке Павла Отдельнова "Промзона" в ММОМА
на выставке Павла Отдельнова "Промзона" в ММОМА

Впервые эту работу я увидела на 4-ой индустриальной биеннале.  В ММОМА она дополнена противогазами-«мартышками», которые помимо метафоры художника о маске, еще привносят специфический «химический» запах

Павел Отдельнов. "Доска почета" на выставке "Промзона" в ММОМА
Павел Отдельнов. "Доска почета" на выставке "Промзона" в ММОМА

Другая тема «газетных» фотографий — это растровая печать газетных фотографий, которая не позволяет вглядеться в них. Как мы пытаемся разобраться в истории, а она рассыпается на множество маленьких деталей и не позволяет увидеть общую картину. Но даже если мы отстранимся, то все равно увидим только приблизительный образ.

Павел Отдельнов. Лозунг (слева). Демонстарция (справа)
Павел Отдельнов. Лозунг (слева). Демонстарция (справа)

Отдельнов также создает фотографии, которые так и не появились в газете. Работа «12.10.1960» о взрыве на заводе, в результате которого погибла вся смена. Но в газетах не было ни слова об этой трагедии.

Павел Отдельно. Общее фото (слева). 12.02.1960 (справа)
Павел Отдельно. Общее фото (слева). 12.02.1960 (справа)

Обращает внимание как меняется со временем восприятие фотографии. «Пейзаж с бочками» — это снимок из заводской газеты в рубрике "Листок народного контроля", в «которой в порядке самокритики стали появляться снимки, призванные бичевать бесхозяйственность: брошенная тара, задымление, цеха в аварийном состоянии... Эти снимки поразительно похожи на то, что можно увидеть на брошенных заводах сейчас. Выглядят не как самокритика, а как пророчество».

Павел Отдельнов. Пейзаж с бочками
Павел Отдельнов. Пейзаж с бочками

И конечно, фотография как документ, которая часто используются для сравнения «было-стало». «На одном из снимков я узнал переход, остатки которого сохранились и сейчас. Но, к сожалению, перейти по нему уже никуда не получится. Этот переход соединял два цеха, один из которых полностью разрушен»

Павел Отдельнов. Руины. Переход (слева). Переход (справа).
Павел Отдельнов. Руины. Переход (слева). Переход (справа).

На выставке есть и фотографии. Эти ямы-погреба — единственное, что осталось от заводского поселка. 

Павел Отдельнов. Ямы
Павел Отдельнов. Ямы

Отрывок из фильма «Субъекты памяти», в котором семья художника рассказывает о заводе и поселке. Получасовой фильм смотрится на одном дыхании.

В целом выставке сделана настолько цельно, что о каждой работе хочется рассказывать. Даже каталог выставки необычный. Часть его — это небольшая увлекательная книга воспоминаний отца художника Александра Отдельнова о его работе на химическом заводе. Смешные и грустные истории прекрасно дополняют проект.

Удивительно, как удалось в одном проекте гармонично собрать множество тем: памяти, семейной истории, производства, огня в доме, руин, голоса.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.