kativas (kativas) wrote,
kativas
kativas

Categories:

Калфак

На улицах Казани женщины в хиджабах встречаются чаще, чем в Москве. В Старо-Татарской слободе много специализированных магазинов одежды.
А на казанских фотографиях начала 20 века видишь, что все женщины одеты в обычные европейские платья и в большинстве их волосы не покрыты платками, как ожидаешь от мусульманок.

Tatars.
Иточник

И вновь ответ в статьях Лилии Габдрафиковой (здесь и здесь)



В 1910-х годах в городах (если мы берем образованную молодежь) единственным национальным элементом в женской одежде был калфак.
На протяжении XIX в. женский головной убор постоянно менялся: существовала мода на шапочки белого цвета, далее появились шелковые образцы, потом их начали шить из разных тканей, бархатные калфаки украшали различными драгоценными и полудрагоценными камнями, золотыми монетами, жемчугом.
Их цена могла доходить до двух тысяч рублей. Поэтому на рубеже XIX-XX вв. калфаки даже страховали наряду с другими ценными вещами и недвижимостью, а также держали в специальных коробочках. Появились калфаки-наколки (могез калфак).
Если в XIX в. помимо эстетических задач калфаки все же закрывали волосы и, при необходимости, лицо (были специальные длинные модели), то в начале XX столетия они играли лишь национально-декоративную роль, стали своеобразным атрибутом татарской идентичности.

Tatars. Девушка Татарка 1915 год.

Tatars. Из коллекции Низами Ибраимова

Tatars. Фотография. ГульÑабира Насыри (первая слева) с подругами. 1907 г. ГульÑабира Насыри (1882-1912) — племянница К.Насыри, дочь младшего брата Каюма Насыри – Габделькавия. Она Ñорошо понимала значение деятельности своего дяди – Каюма Насыри, всегда поддерживала его. Одной из Ð¿ÐµÑ€Ð²Ñ‹Ñ ÑÑ€ÐµÐ´Ð¸ Ñ‚Ð°Ñ‚Ð°Ñ€ÑÐºÐ¸Ñ Ð¶ÐµÐ½Ñ‰Ð¸Ð½ встала на путь ученого-исследователя. Автор «Персидско-арабско-тюркского (татарского) словаря» (1902) и сборника «Мозакия» (1904).

Tatars. Учителя мусульманской татарской  женской школы Ф. В. Аитовой, 1913г.

Tatars

Tatars.

В Музее исламской культуры в цокольном этаже мечети Кул-Шариф выставка «На рассвете. К 100-летию Всероссийского съезда мусульманок» открывается фотографией участниц первого съезда. На этой фотографии особенно заметно, что большинство женщин в калфаках, некоторые еще с шалями поверх, а другие без каких-либо головных уборов.

Мугаллимы – учительницы эпоÑи революции — Реальное время

Дальше высказывание татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина

IMG_2161.jpg

Темы выступлений и отрывки из этих выступлений производят впечатление. Больше информации о съезде, судьбе его участниц в интервью Ильнура Низамиева, руководителем музея и со-куратора выставки.

IMG_2167.jpg

IMG_2171.jpg

Резолюция съезда включала в себя раздел «права женщин в исламе», состоявший из трех решений:
1. По шариату мужчина и женщина одно.
2. По шариату у женщин есть право участвовать в политической и общественной жизни; поэтому у женщин по шариату есть право участвовать в выборах.
3. В шариате нет обязательства женщин носить хиджаб или закрывать лицо
Tags: история, мода, старые фотографии, татарстан
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Что может быть эффектнее обнаженного мускулистого тела

    Из статьи "Фотография и физкультура". Советское фото. июль 1926г. Из статьи "Фотография и…

  • Светописанная

    В романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» Хосе Аркадио Буэндиа «в качестве единственного аргумента допускал только дагерротипный…

  • Фоторобот 19 века

    Объявление полиции о розыске Дегаева С.П. Не знала, что в Российской Империи были вознаграждения за поимку преступника. Особенно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments