kativas (kativas) wrote,
kativas
kativas

Categories:

Халяльная фотография

Надо было съездить в Казань, чтобы задаться вопросом, как фотография была принята в исламе. Общеизвестно о запрете изображать живых существ. Но старых фотографий татар-мусульман в казанских музеях достато много.

В статье (часть 1 и част 2) Лилии Габдрафиковой подробно рассказывает, как татары приняли фотографию.

Для перестройки коллективного сознания татарского мусульманского общества мало было примеров из соседних культур. Большинству населения недостаточно убедительным казались и отдельные представители татарского купечества. Ведь главную роль в духовной жизни играли муллы. Поэтому, знаковым событием стало то, что
в 1874 году появилась фотография одного из самых авторитетных казанских имамов, ученого-богослова Шигабутдина Марджани. Его об этом попросило одно лондонское издательство, где собирались выпустить энциклопедию. Для этого нужны были сведения о знаменитом мулле вместе с его портретом.



Уже после смерти Ш. Марджани, в 1897 году его фотография и статья о нем появились на страницах турецкой газеты «Маглюмат». Вот что об этом в своем дневнике написал казанский миссионер Е. Малов: «Откуда уже казанские почитатели ахуна и пересняли его для себя в одной из казанских фотографий. (…). Прежде они ни за что бы не согласились иметь портрет человека: писать лицо человека, по их учению, грех: Господь на том свете потребует от них души в этот портрет. Теперь это учение, значит, оставлено». Очевидно, подкупало не только то, что на фотоснимке — авторитетный богослов Ш. Марджани, но и публикация данного портрета в мусульманском издании.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/62378-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar

Ученный и просветитель Риза Фахретди́нов
«Теперь фотоснимок считается неизменной частью биографии человека. Возможно его значение (фотографии. — прим. ред.) в будущем возрастет еще больше», — отмечал ученый-богослов Ризаэтдин Фахретдин.

Готовя к изданию третий и четвертый том своего энциклопедического труда о знаменитых мусульманах, Ризаэтдин Фахретдин решил включить в «Асар» некоторые портреты. «Фотография помогает понять природу человека, его духовную сущность и нравственный облик», — писал богослов, аргументируя пользу новшества. Однако для того, чтобы не смущать ортодоксальных читателей, автор планировал выпустить фотоснимки на отдельных листочках. Кто не хотел иметь дома такого рода приложения, мог просто выбросить эти дополнительные страницы.
В редактируемый Р. Фахреддином, оренбургский журнал «Шура» нередко приходили письма с вопросами читателей о фотографии. Многих интересовало можно ли мусульманам фотографироваться и фотографировать? Однако очень часто авторы журнала сами не знали ответа на эти вопросы. Например, когда в 1908 году им написали о том, что знаменитый казанский мулла Галмиджан Баруди считает фотографию харамом (запретным), и интересовались мнением журнала по этому поводу, редакция «Шуры» ограничилась направлением читателя в журнал «Ад-дин ва эль-адаб». Как известно, это издание выпускалось самим Г. Баруди. Когда в 1909 году татары Екатеринбурга спросили о том, можно ли мусульманам открывать фотоателье, то они тоже не получили внятного ответа. Их перенаправили в Оренбургское магометанское духовное собрание, аргументировав это тем, что казыи более осведомлены в этом вопросе.
Таким образом, многие люди, в том числе образованные слои, находились в некотором замешательстве: можно или нельзя фотографироваться. Тот же Р. Фахретдин в частной жизни охотно фотографировался, но на широкую публику заявлять об этом и пропагандировать фотографирование решился не сразу. Наконец, в 1910 году на очередной вопрос читателей о допустимости фотоснимков для мусульман, редакция «Шуры» указывает на мулл, «которые вот уже около двадцати лет фотографируются по служебной необходимости». Следовательно, и для простых мусульман это не запрещено, заключают авторы журнала.
Если в мировой истории фотография развивалась под воздействием живописи, то в истории татарского народа наоборот: распространение фотоуслуг повлияло на развитие изобразительного искусства. Благодаря фотографии исчезли некоторые стереотипы визуального восприятия мира. Татары увеличивали собственные фотоснимки для домашнего пользования, начали писать первые портреты и устраивать художественные выставки. Примерно в 1912—1913 годах в мусульманской библиотеке Казани была организована небольшая художественная выставка, где экспонировались портреты татарских писателей (Г. Тукая, Ф. Амирхана и др.).

Tatars. Фотоателье
В Казанской губернии можно сказать, что первым профессиональным фотографом из татар стал Абдулгази Галтыевич Миннигалеев. Проживал он в начале XX века в Казани, в арендованной квартире. Почти на протяжении десяти лет с 1903 года Абдулгази Миннигалеев страховал свой фотографический аппарат и различные детали к нему в Московском страховом от огня обществе.
Tags: история, о фотографии, старые фотографии, татарстан
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Клеющиеся фотографии

    Stickyback — популярные в конце 19-начале 20 века и дешевые студийные портреты, созданные в виде полосы из шести изображений на клейкой бумаге,…

  • Обставишь квартиру — снимаем фотографию интерьера

    Виктор Удальцов, живой, как ртуть, бойкий рыжеватый блондин в щегольский визитке, бегал по номеру Усова и почти кричал на московского туза: — Ты не…

  • Фотографический фильм

    В статье « Создадим художественный фотографический фильм» (Пролетарское фото№ 12, 1932) Б. Жеребцов рассказывает о понятие «фотофильм». Фотофильм…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments