kativas (kativas) wrote,
kativas
kativas

Category:

Рисуют фотографию-3

Часть 1, Часть 2

Павел Отдельнов. Доска почета, из проекта Белое море. Чёрная дыра. 2016

Отретушированные постановочные портреты передовиков производства, напечатанные в местной газете являют безличных персонажей, сконструированных идеологической машиной, превратившихся в не очень четкий след типографской краски на пожелтевшей бумаге. Они больше говорят о стилистике и о штампах, которые вдохновляли фотографа, чем о человеке на фото. Поворот головы, освещение, взгляд – все это заставляет видеть эти снимки, как уже много раз виденные, точно попадают в уже готовые представления о 30-х, 50-х, 70-х. Парадоксальным образом свидетельства теряют силу реальности, переформатируются и подстраиваются под общие представления, превращаются в то, что принято называть историей.

IMG_4665.jpg



Я нашел подшивки местных дзержинских и заводских газет и, перелистывая их, разглядывал фотографии. На фото – передовики производства, стахановцы -"двухсотники" и "трехсотники". Под каждой такой фотографией – небольшой комментарий о том, чем отличился труженик. До семидесятых годов нигде не упоминалось о том, что именно производил удостоившийся портрета рабочий — действовал режим строгой секретности. Все истории, написанные в газете под фотографиями казались мне написанными под копирку. Фотографии вызывали у меня чувство дежа-вю.
Заводская печать создавала образ героя, взяв за образец газету "Правда" и другие главные издания. Если попытаться определить то, что же можно увидеть, если пристально всматриваться в эти фотографии, то возникает целая система слоев. Попробую упорядочить их, двигаясь от бумаги и типографской краски к изображенному на фото человеку.

  • особенности печати: устаревшее оборудование, типографский брак, связанный с режимом экономии материалов (соцобязательства, которые брали на себя производственники, например, съэкономить 10% сырья)

  • ретушь фотографий. В 30-е годы можно увидеть дорисованными целые предметы одежды: галстук или пиджак. Всегда прорисовывался взгляд героя, стирались дефекты кожи. Примерно с 60-х годов ретушь почти перестает использоваться

  • техника съемки и печати. Фотокорреспонденты учитывали скромные возможности газетной печати, и старались сделать снимок максимально контрастным

  • стиль съемки. Можно проследить, как менялась съемка: постановочные студийные портреты с контарстным светом в 30-х, диагонально скомпонованные снимки 50-начала 60-х, портреты, снятые на фоне производственного оборудования 60-70-х

  • меняется сам доминирующий тип героя: в 30-х это "герой-стахановец", в 50-х "романтик", устремленный взглядом в светлое будущее, в 60-70-х — "рядовой труженик", не отличимый от других.

  • одежда и прическа. До 60-х это как правило парадный костюм и специально уложенная прическа, с конца 60-х снимки "человека у станка", он в спецовке, прическа как правило закрыта каской или шапкой.

  • выражение лиц. Портреты 30-х всегда студийные, напряженные лица как будто лишены выражений. Романтический герой 50-х оживает и мечтательно смотрит куда-то вдаль. Героев 60-70-х фотокорреспондент застает за работой — они немного смущаются и не успевают вжиться в какую-то определенную роль


Взгляд непроизвольно дорисовывает каждый из этих портретов, превращая изображенного в персонаж своего времени. На одном из портретов моя бабушка, но газетная фотография превратила родного человека в типаж, я не сразу смог её узнать. На фоторграфиях мы видим не субъект, а объект истории — неведомого нам человека в конкретных обстоятельствах, в контексте своего времени.

источник

IMG_4666.jpg

IMG_4668.jpg
4-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Tags: Павел Отдельнов, выставка, живопись, портрет
Subscribe

Posts from This Journal “живопись” Tag

  • Фотографируемся на улице

    Александр Арефьев. "Городской пейзаж". 1971 В дополнении к фотографам-любителям в живописи: раз и два

  • Рисуют фотографию как память

    В продолжение темы « рисуют фотографию» Есть странноватый конкурс «Семья – душа России», организуемый фондом Светланы Медведевой. Выставка ежегодно…

  • Портреты Гусева

    В музее Угличского Кремля увидела портреты Александра Константинович Гусева (Гусев-Муравьевский), жизнь которого интересно развивалась. Когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments