kativas (kativas) wrote,
kativas
kativas

Совпадения

Пост А.Зейгарника из серии porno напомнил мне об альбоме Charles Jeandel, в котором много похожих фотографий.
Сколько можно найти подборок и статей о фотографиях, которые интересны уже тем, что им больше 100 лет. Но насколько закрыта эта тема, что на русском языке я не нашла ни одной заметке об этом альбоме. Хотя уже только то, что такие фотографии в одном фактически семейном альбоме вместе с фотографиями котиков, архитектуры и портретов семьи, уже полный сюр.

Но больше всего заинтересовало, как в дискуссии, развернувшейся в комментариях, много совпадений с определением кича, которое дал Милан Кундера в "Невыносимой легкости бытия". Как перекличка в фотографиях.


Говно - более сложная теологическая проблема, чем зло. Бог дал человеку свободу, и мы можем в конце концов допустить, что он не ответственен за человеческие преступления. Однако ответственность за говно в полной мере несет лишь тот, кто человека создал.

Из этого следует, что эстетическим идеалом категорического согласия с бытием есть мир, в котором говно отвергнуто и все ведут себя так, словно его не существует вовсе. Этот эстетический идеал называется кич.
"Кич" - немецкое слово, которое родилось в середине сентиментального девятнадцатого столетия и распространилось затем во всех языках. Однако частое употребление стерло его первоначальный метафизический смысл: кич есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; кич исключает из своего поля зрения все, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо.

Чувство, которое порождает кич, должно быть, без сомнения, таким, чтобы его могло разделить великое множество. Кич поэтому не может строиться на необычной ситуации, он держится на основных образах, запечатленных в людской памяти: неблагодарная дочь, заброшенный отец, дети, бегущие по газону, преданная родина, воспоминание о первой любви.
Кич вызывает две слезы растроганности, набегающие одна за другой. Первая слеза говорит: Как это прекрасно - дети, бегущие по газону!
Вторая слеза говорит: Как это прекрасно умилиться вместе со всем человечеством при виде детей, бегущих по газону! Лишь эта вторая слеза делает кич кичем.
Братство всех людей на земле можно будет основать только на киче.

В обществе, где существуют различные политические направления и тем самым их влияние взаимно исключается или ограничивается, мы можем еще кое-как спастись от инквизиции кича; личность может сохранить свою индивидуальность, художник - создать неожиданные произведения. Однако там, где одно политическое движение обладает неограниченной властью, мы мгновенно оказываемся в империи тоталитарного кича.
Если я говорю "тоталитарного", это значит, что все, нарушающее кич, исторгается из жизни: любое проявление индивидуализма (ибо всякое различие - плевок, брошенный в лицо улыбающегося братства), любое сомнение (ибо тот, кто начнет сомневаться в пустяке, кончит сомнением в жизни как таковой), ирония (ибо в империи кича ко всему нужно относиться предельно серьезно) и даже мать, покинувшая семью, или мужчина, предпочитающий мужчин женщинам и тем угрожающий священному лозунгу "любите друг друга и размножайтесь".

В империи тоталитарного кича ответы даны заранее и исключают любой вопрос. Из этого следует, что подлинным противником тоталитарного кича является человек, который задает вопросы. Вопрос словно нож, разрезающий полотно нарисованной декорации, чтобы можно было заглянуть, что скрывается за ней.

Источник кича - категорическое согласие с бытием.
Но что есть основа бытия? Бог? Человек? Борьба? Любовь? Мужчина? Женщина?
Поскольку взгляды на этот счет разные, то существуют и разные кичи: католический, протестантский, иудейский, коммунистический, фашистский, демократический, феминистский, европейский, американский, национальный, интернациональный.
Tags: о фотографии, цитаты
Subscribe

  • Известные неизвестные

    На выставке в Музее современной истории России «Известный и неизвестный Наппельбаум» меня в очередной раз удивил подход к аннотации фотографий. В…

  • Обставишь квартиру — снимаем фотографию интерьера

    Виктор Удальцов, живой, как ртуть, бойкий рыжеватый блондин в щегольский визитке, бегал по номеру Усова и почти кричал на московского туза: — Ты не…

  • Фотографический фильм

    В статье « Создадим художественный фотографический фильм» (Пролетарское фото№ 12, 1932) Б. Жеребцов рассказывает о понятие «фотофильм». Фотофильм…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments