kativas (kativas) wrote,
kativas
kativas

Category:

Небеса и воды

Лекция Светланы Адоньевой "Наслаждение видом, или О благе, не подлежащем присвоению"



Есть другие снимки – тоже, казалось бы, не имеющие прямого отношения к фольклорному архиву – от которых при этом невозможно отказаться. Их сюжет условно можно назвать «небеса и воды». На них нет людей, но есть берег, небо, отражающееся в воде, иногда – лодка или мостки, иногда – какой-либо архитектурный объект или крест на берегу.
Это очень устойчивая композиция, воспроизведенная в сотнях фотографий. Задумавшись над тем, что имели в виду авторы снимков, в том числе и я сама, избирая и сохраняя подобный вид, я поняла (и мои коллеги это подтвердили) что мы снимали «красивое». Хотелось запечатлеть то особое состояние глубокого вдоха и выдоха, которое случается, когда перед тобой с высокого берега открывается простор вод и небес. Этот снимок был попыткой поименовать очень важное для каждого экзистенциальное переживание. Мы снимаем не собственно вид, а то, что мы чувствуем по его поводу. Снимок в этом случае – след испытанного фотографом особого переживания. И, несомненно, это переживание - эстетическое.

Мы совпадаем с деревенскими жителями в стремлении к очень интимному экзистенциальному переживанию.  Но они при этом, в отличие от нас, они не делают снимок. Я ни разу за много лет ни в одном доме не видела авторских пейзажных фотографий.
Вполне резонный аргумент, который был мне высказан при обсуждении этой темы, состоял в том, что фотография (изображение) делается в том случае, если сам вид может оказаться недоступным. Мы увозим вид с собой. Пейзаж как жанр должен был в таком случае возникнуть тогда, когда появилось желание удержать эстетическое переживание природы во времени, взять его с собой, присвоить. Но тем самым это также означает и то, и это мне представляется наиболее важным, что в ситуации «копии» (картины, фотографии и пр.) тело зрителя оказывается изъятым из наблюдаемого им пространства. Эстетическое впечатление оказывается отделенным от телесного переживания красоты, того самого вдоха и выдоха

источник
Tags: лекция, о фотографии
Subscribe

Posts from This Journal “лекция” Tag

  • Сюрреалистический викторианский фотоколлажам

    Фотоальбомы с фотографиями John Dillwyn Llewelyn привели меня к удивительным фотоколлажам, которые использовали викторианские дамы в своих альбомах…

  • Коллекция Алека Сота

    Милый рассказ Алека Сота о своей коллекции в его мастерской (a tour of my bookshelf). Создалось ощущение непосредственного присутствия. И начал…

  • Фотоперфоманс 50-х годов

    «Даешь Электрофикацию!» Рид Грачев, Михаил Красильников, Эдуард Кондратов. Ленинград,Середина 1950-х Цепи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments